Метаморфоза ОПЕК: что заставит нефтяной картель договориться

Метаморфоза ОПЕК: что заставит нефтяной картель договориться
ОПЕК перестала контролировать нефтедобычу в 2014 году, чтобы защитить свою рыночную долю. 30 ноября картелю предстоит запустить расстроенный механизм ограничений

Три вещи никогда не возвращаются обратно: время, слово, возможность. Поэтому не теряйте времени, выбирайте слова и не упускайе возможность. Члены ОПЕК, похоже, наконец решили последовать этой мудрости в преддверии поворотного события на мировых финансовых и сырьевых рынках, которое может либо изменить их динамику в положительную сторону, либо усугубить существующее положение дел. За последние два месяца после неформальной встречи ОПЕК в Алжире 28 сентября, когда была достигнута предварительная договоренность об ограничении добычи нефти в диапазоне 32,5-33 млн баррелей в сутки, картель не терял времени даром, используя любую возможность для встреч и громких заявлений. За это время цена Brent успела подняться на $7 до $53 за баррель, отступить до $44 и снова вырасти до $49. Так сможет ли международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими странами для контроля квот на добычу, не упустить возможность и оправдать свое предназначение на этот раз?

Два раза в год представители стран ОПЕК собираются в штаб-квартире в Вене и обсуждают рыночную ситуацию. В зависимости от того, как обстоят дела на сырьевом рынке, они понижают, повышают или оставляют без изменения квоты на добычу сырья для стран – участниц картеля. Последнее сокращение добычи в общей сложности на 4,2 млн баррелей (с 29,2 до 25 млн) было утверждено в 2008 году как мера противодействия мировому финансовому кризису, когда цена нефти упала с рекордных $143,95 до $33,73 за баррель. В сочетании с другими факторами, в том числе благодаря постепенному оживлению мировой экономики, это позволило нефти в 2009 году стабилизироваться на уровне выше $60.

Но 27 ноября 2014 года, когда цена рухнула до четырехлетнего минимума, министр нефти и минеральных ресурсов Саудовской Аравии отклонил предложение большинства участников организации сократить добычу и объявил, что картель не будет препятствовать падению цен. Саудовский министр не скрывал, что это было необходимо для защиты рыночной доли стран ОПЕК от конкуренции со стороны поставщиков сланцевой нефти из США: при снижении цены порог безубыточности для них наступит раньше. Рост добычи нефти в США и в Саудовской Аравии в конечном счете стал причиной дисбаланса мирового рынка, и сохраняющийся избыток нефти продолжает давить на цену, которая уже больше года не может закрепиться выше отметки $50 за баррель. Для участников рынка наиболее репрезентативной картиной, которая отражает положение дел, является наблюдающаяся с 2014 года ситуация контанго (когда биржевая цена фьючерса в будущем выше, чем текущая спотовая цена базового актива). Такая динамика отмечается, когда предложение превышает спрос, оставляя достаточный избыток сырья на рынке, который необходимо хранить.

Новому министру нефти Саудовской Аравии Халиду аль-Фалиху потребовалось всего шесть месяцев, чтобы отказаться от политики неограниченной добычи, которой королевство придерживалось два года. Решение сократить добычу, принятое ОПЕК в Алжире, отчасти объясняется сложным финансовым положением Саудовской Аравии: у королевства самый высокий дефицит бюджета среди 20 крупнейших экономик мира.

Расстроенный механизм ограничения добычи предстоит собрать из очень большого количества деталей, и все его части должны работать согласованно. В преддверии встречи ОПЕК остается нерешенным вопрос о присоединении Ирана к соглашению об ограничении добычи. Иран, от которого требуется только удерживать добычу на текущем уровне, заявил, что имеет право продолжать наращивать рыночную долю, потерянную за период действия санкций (сейчас ее занимает Саудовская Аравия). Относительная доля добычи в совокупном показателе всегда оставалась камнем преткновения: в итоге страны – участницы картеля, рассчитывая обеспечить себе более высокую индивидуальную квоту в рамках картеля, нередко завышали фактические уровни имеющихся у них запасов. Под вопросом осталось и присоединение к сделке Ирака, который ранее утверждал, что на него ограничения добычи не должны распространяться, так как он воюет с террористической группировкой «Исламское государство». Настрой рынка улучшился благодаря заявлению иракского премьер-министра Хайдера аль-Абади, что его страна «сократит добычу, чтобы удержать цены». Неприятной неожиданностью для участников рынка стали риторика и действия Саудовской Аравии за несколько дней до основного заседания. Появились слухи о том, что Saudi Aramco может увеличить поставки нефти в Азию в январе, следуя стратегии сохранения своей доли рынка. Ожидалось, что информация о январских поставках компании появится примерно 10 января. Досрочно принятое решение увеличить поставки, чтобы удовлетворить растущий спрос в Азии на более легкие сорта нефти в зимний период, является негативным сигналом для рынка нефти, который ожидает, что 30 ноября на саммите ОПЕК в Вене Саудовская Аравия согласится сократить свою долю рынка более значительно, чем прочие участники. Министр энергетики страны Халид аль-Фалих, также подлил масла в огонь, заявив, что прогноз спроса на 2017 год обнадеживает и что рынок обретет равновесие и без вмешательства ОПЕК. Однако действия картеля имеют целью ускорить этот процесс.

Успех или неудача в этой сфере во многом зависят от стран, не входящих в ОПЕК, и главную роль здесь играет Россия. Российский министр энергетики Александр Новак неоднократно заявлял, что Россия готова поддержать решение ОПЕК по замораживанию добычи и что высока вероятность достижения соответствующих договоренностей внутри картеля к 30 ноября. Заявление российского президента Владимира Путина, который недавно отметил, что Россия сделает все, что от нее ожидают в ОПЕК, и добавил, что ограничение добычи для российской стороны не проблема, также поспособствовало росту оптимизма на нефтяном рынке.

Рынки 17.11.2016 16:50
Метаморфоза ОПЕК: что заставит нефтяной картель договориться


[url=http://]"[/url]



Подстрелить «черного лебедя». Кому выгодны непредсказуемые события

Как инвесторы и трейдеры зарабатывают на победе Трампа и Brexit....

Безусловно, Саудовской Аравии нужно продемонстрировать более целеустремленный подход, чтобы заседание в среду принесло конкретные результаты. Ставка на то, что в 2017 году все уладится само собой, опасна и вредна, так как лишает смысла переговоры в Вене. Впрочем, большинство аналитиков ожидают сокращения добычи в той или иной форме, но расходятся во мнениях, хватит ли этого, чтобы поддержать рынок, который с 2014 года страдает от избыточного предложения. Необходимо вновь подчеркнуть, что Россия будет играть критически важную роль в процессе достижения соглашения: Россия действительно может пойти навстречу картелю и поддержать его усилия, если стабилизирует добычу в первом полугодии 2017 года на уровне 11 млн баррелей в сутки. Впрочем, это станет возможным только после того, как ОПЕК заверит Россию в том, что единодушие достигнуто в рамках самой организации. В целом провал ноябрьского заседания обойдется добывающим странам очень дорого: ОПЕК отдает себе в этом отчет. Иран вновь подтвердил свою репутацию крайне несговорчивого партнера, однако ставить крест на возможном компромиссе еще рано. На данный момент успешный исход встречи будет в значительной степени зависеть от способности ОПЕК не сломить противодействие Ирана, а выработать «план Б» – предложить мудрое, дипломатичное решение, которое предотвратит обвальное падение рынков. Не исключено, что таким решением станет установление диапазона по квотам добычи, верхняя граница которого будет максимально приближена к текущим уровням производства.

Метаморфоза ОПЕК: что заставит нефтяной картель договориться

Мы полагаем, что в декабре ситуация будет развиваться следующим образом: если встреча ОПЕК пройдет успешно, до 10 декабря цена на нефть может пойти вверх (прирост относительно текущих уровней может составить до $3 за баррель). После первой декады декабря давление на цены окажет статистика по росту добычи в странах ОПЕК и России за ноябрь. На этом фоне мы ожидаем коррекции цен на $2-3, и рынок закончит 2016 год с ценой на нефть $47-48 за баррель. В лучшем случае физический рынок нефти почувствует эффект от ноябрьского заседания (если оно завершится успешно) не ранее февраля 2017 года. Согласно нашему прогнозу на 2017 год, добыча нефти в США не нарушит планы ОПЕК, так как в целом останется на уровнях 2016 года. Однако рост добычи трудноизвлекаемой нефти и при этом сокращение производства на традиционных месторождениях на суше и на шельфе Мексиканского залива продолжат оказывать давление на цены. В то же время в случае провала переговоров в Вене можно смело предполагать, что ценовой тренд в 2017 году будет точно таким же, как в 2016.





Поделиться



0











[url=https://twitter.com/share]