Война технологий. Как Google и Microsoft пытаются догнать Amazon на триллионном рынке облачных хранилищ

Неизвестно, кто из гигантов выйдет победителем из облачных войн, но сейчас от их конкуренции больше всего выигрывают клиенты

Несколько месяцев Google искал человека, который помог бы компании совершить самый амбициозный марш-бросок со времен, когда Ларри Пейдж и Сергей Брин начали размещать рекламу в своем поисковике, и все это время постоянно всплывало имя Дианы Грин. Грин, которую мало кто знает за пределами Кремниевой долины, — легенда технологического мира. Ей 61 год, у нее тихий голос, приятная улыбка и мягкие черты лица. Однако во взгляде заметна жесткость. Так же, как основателей Google, Грин отличают большие амбиции, инженерный склад ума и предпринимательский дар. В том году, когда Пейдж и Брин бросили Стэнфорд, чтобы основать Google, Грин, ее муж Мендель Розенблюм — известный ученый и профессор Стэнфорда — и три их соратника создали компанию VMware, которая совершила революцию в удаленном управлении корпоративными данными с помощью технологии виртуализации. За 10 лет, пока Грин была гендиректором компании, она создала бизнес, который на пике оценивался в $49 млрд, и завоевала уникальную репутацию эксперта по компьютерным технологиям и безупречного менеджера. В 2012 году в знак высокой оценки ее статуса в отрасли Пейдж предложил Диане Грин место в совете директоров Google.

Война технологий. Как Google и Microsoft пытаются догнать Amazon на триллионном рынке облачных хранилищ

На правах члена совета Грин рассказывала руководителям Google об упущенных возможностях в сфере облачных хранилищ. Идея, что компьютерные мощности можно предоставлять в аренду компаниям, витала в воздухе, и Google без особого энтузиазма занимался этим с 2008 года, когда впервые позволил стартапам создавать приложения на базе своей разветвленной сети дата-центров. Однако в компании не уделяли этому направлению достаточно внимания.

В следующем десятилетии начался лавинообразный рост облачных технологий. Сначала новая поросль стартапов — Airbnb, Instagram, Pinterest и др. — выстроила часть операций на внешних облачных серверах. Потом начали переносить свои приложения в облако крупные корпорации, такие как GE, NBC и Shell. Сейчас практически все компании следуют этой модели, особенно промышленные и логистические гиганты. Для больших объемов данных облако — оптимальное решение. В целом переход к облачной модели отражает явление более широкого порядка в использовании компьютеров в мировой экономике, что, возможно, не менее значимо, чем распространение интернета.

Компания Google, которая за 20 лет, по сути, создала крупнейшую в мире компьютерную сеть с программным обеспечением, поддерживающим приложения любого типа, — казалось, должна была извлечь выгоду из облачных технологий. Будучи гигантом, построившим $75-миллиардный бизнес, Google научился монетизировать предоставление бесплатных сетей и мобильных услуг потребителям, однако он не обладал качествами, которые нужны для создания новой гигантской структуры, основанной исключительно на продаже технологий бизнесу.

И тут появилась Диана Грин. Пейдж попросил ее заняться продвижением облачных технологий. Она сначала колебалась. Однако Урс Хёльцель, один из первых инженеров Google, убедил ее взяться за эту работу, когда они вдвоем выгуливали собак в окрестностях Стэнфорда.

Была одна проблема — Грин все еще работала над новым засекреченным стартапом Bebop, который занимался разработкой облачного ПО. Google решил эту проблему покупкой Bebop за $380 млн и назначением Грин главой подразделения, занимающегося облачными технологиями. Так у Грин оказались полномочия для создания торгового аппарата компании и модернизации подразделения, на развитие которого в 2015 году потратили $10 млрд. У нее необычный статус: как член совета директоров Alphabet она в некотором смысле является боссом Пейджа, а как глава подразделения она подчиняется гендиректору Google Сундару Пичаи, который, в свою очередь, подчинен Пейджу. Перед Грин стоит амбициозная задача. Пока Google раскачивался, Джефф Безос успел подмять индустрию под себя. Запуск в 2006 году облачной инфраструктуры Amazon Web Services (AWS) обернулся ошеломляющим успехом. В этом году при пользовательской базе свыше миллиона человек AWS близок к показателю годового дохода $10 млрд, а его прибыль ($600 млн только в I квартале) обеспечивает прибыльность всего бизнеса Amazon.

То, что начиналось с пакета из трех сервисов, развернулось в сеть из 70 различных функций, и сейчас уже некоторые компании полностью работают на базе AWS. В воскресенье вечером, когда подписчики Netflix усаживаются смотреть сериалы, они делают это с помощью AWS — примерно 30% частот этой сети в США работает через AWS. Amazon любит говорить, что благодаря AWS создать технологический бизнес теперь так же просто, как построить конструкцию из кубиков Lego. «Любой человек теперь может управлять международным бизнесом с помощью технологий», — говорит технический директор Amazon Вернер Фогельс, недавно представивший в Лас-Вегасе новые функции AWS, некоторые из которых разработаны для «интернета вещей».

Война технологий. Как Google и Microsoft пытаются догнать Amazon на триллионном рынке облачных хранилищ

Несмотря на доминирование Amazon, облачные войны только начинаются. Этот рынок приближается к расширению до $370 млрд (в десять раз больше, чем сейчас), а возможно, даже до триллиона — такой объем сопоставим по масштабу, например, с глобальным рынком смартфонов. И крупнейшие технологические гиганты ведут войну за клиентов. Microsoft под руководством Сатьи Наделлы агрессивно завоевывает свою долю рынка с помощью сервиса Azure и уже прочно занял второе место после Amazon. IBM, все еще опережающий Google по доле рынка, и другие компании тоже пытаются отхватить свою долю пирога, так что предстоит многолетняя изнурительная война. Грин понимает, что она аутсайдер в этой гонке, но у Google есть все, что нужно для успеха: охват, деньги и огромные технологические преимущества. «Я всегда любила трудные задачи», — говорит она.

Страницы12



Поделиться



0











[url=https://twitter.com/share]