6 изменений, к которым должен быть готов бизнес в 2016 году

Валерий Тимошенко

6 изменений, к которым должен быть готов бизнес в 2016 году
Традиционно с началом года увязывается вступление в действие новых правовых норм и изменение действующих. Не стал исключением и январь наступающего 2016 года. Мы подготовили обзор самых заметных для бизнеса изменений законодательства, которые вступят в силу с 1 января 2016 года. 

 

С 1 января изменятся правила регистрации и перерегистрации организаций 

Так, с начала года будет введена практика предварительного уведомления налогового органа и иных заинтересованных лиц об изменении места нахождения юридического лица. О намерении фирмы сменить место нахождения будет производиться соответствующая запись в ЕГРЮЛ. Причем юрлицо обязано будет уведомить налоговую инспекцию о предстоящем переезде в течение трех рабочих дней с момента принятия решения об изменении места своего нахождения.

Эти требования не будут распространяться на случаи, когда новое место нахождения организации зарегистрировано по месту жительства ее учредителя, либо в результате переезда юридическое лицо будет зарегистрировано в том же муниципальном образовании, что и раньше (абз. 6 п. 7 ст. 4 Закона № 67-ФЗ, п. 2 ст. 54 ГК РФ).

О том, как подготовиться к налоговой проверке, узнайте из материала
Памятка: встречаем проверяющих из налоговой" в "Энциклопедии решений. Проверки организаций 
и предпринимателей в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Представить документы на перерегистрацию учредители смогут только по истечении 20 дней с момента внесения в ЕГРЮЛ указанной записи (абз. 2, абз. 4 п. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; далее – Закон № 67-ФЗ).

Кроме того, к заявлению об изменении места нахождения юрлица необходимо будет приложить документы, подтверждающие наличие у организации или ее учредителя права пользования объектом недвижимости по новому адресу (абз. 4 п. 7 ст. 4 Закона № 67-ФЗ). А подавать документы в налоговую инспекцию придется уже по новому месту нахождения юрлица (подп. "а" п. 8 ст. 4 Закона № 67-ФЗ). Напомним, что согласно действующему законодательству такое заявление подается в инспекцию по предыдущему месту регистрации организации (п. 4 ст. 84 НК РФ).

Одновременно налоговые инспекторы получат право проверять сведения, представляемые собственниками юрлиц для внесения в ЕГРЮЛ, или уже включенные в ЕГРЮЛ сведения. Так, если у государственного регистратора появятся обоснованные сомнения в достоверности данных, он будет вправе приостановить регистрацию на время проведения проверки на срок до одного месяца. Основаниями проверки могут также послужить поступившие от заинтересованных лиц возражения относительно предстоящей государственной регистрации, изменения устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ. При этом для проверки достоверности включаемых или включенных в государственный реестр данных налоговый орган сможет изучать имеющиеся у него документы и сведения, в том числе возражения заинтересованных лиц, а также документы и пояснения, представленные заявителем, получать необходимые справки и сведения и т. д. Кроме того, налоговики смогут также осматривать объекты недвижимости. Это общие правила, а непосредственно основания, условия и способы осуществления проверочных действий будут установлены ФНС России (абз. 1-8 подп. "в" п. 5 ст. 4 Закона № 67-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 6 августа 2015 г. № 809 "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации").

Для вновь создаваемых юридических лиц процедура приостановления государственной регистрации применяться не будет, однако подаваемые для регистрации документы и сведения будут также подвергнуты проверке. При этом одним из оснований отказа в госрегистрации юрлица или ИП останется получение регистрирующим органом подтвержденной информации о недостоверности представленных на регистрацию документов и сведений (подп. "р" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – закон о госрегистрации). Эта норма закона о госрегистрации действует с 2013 года.

Также налоговые инспекции смогут самостоятельно, без обращения в суд, фиксировать в ЕГРЮЛ факты недостоверности сведений о юридическом лице. Соответствующая запись будет внесена, если юрлицо не представит уточненные сведения в течение 30 дней после направления ему налоговой инспекцией уведомления о недостоверности. Кроме того запись о недостоверности сведений о юридическом лице появится в ЕГРЮЛ и в том случае, если представленные заявителем документы не убедят налоговую инспекцию в достоверности сведений (абз. 2-3 подп. "б" п. 6 ст. 4 Закона № 67-ФЗ).

С нового года также будут введены дополнительные основания отказа в государственной регистрации для юрлиц, учредители которых имеют отношение к организациям, ранее нарушавшим законодательство. Так, не смогут выполнять роль учредителей граждане, которые владели долей более чем 50% голосов юрлица или являлись руководителями юрлица:



исключенного из реестра как недействующее юридическое лицо с задолженностью перед бюджетом, а также при ее списании по причине наличия у юридического лица признаков недействующего ( в течение трех лет с момента исключения);



по которому в ЕГРЮЛ была занесена запись о недостоверности ( в течение трех лет с момента занесения записи);



по которому не исполнено решение суда о принудительной ликвидации в установленный срок.

Кроме того, в государственной регистрации будет отказано также и в случае несоблюдения порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, обязательных для осуществления государственной регистрации (п. 10 ст. 4 Закона № 67-ФЗ).

Добавим, что срок государственной регистрации вновь создаваемых организаций начиная с 29 декабря 2015 года сократился с пяти до трех рабочих дней (ч. 3 ст. 13 закона о госрегистрации).

 

Нотариусы получат новые функции, облегчающие госрегистрацию юридических лиц и ИП 

С 1 января нотариусы по просьбе заявителя смогут представлять в ФНС России заявления о регистрации юрлиц или ИП. Документооборот при этом будет происходить в электронной форме, однако регистрационные свидетельства могут быть предоставлены заявителю нотариусом как в электронной форме, так и на бумаге. Причем форму представления документов заявитель сможет выбрать самостоятельно. Нотариальный тариф за оказание этой услуги составит 1 тыс. руб. (п. 5, п. 11 ст. 1 Закона № 67-ФЗ). Кроме того, нотариусы получат право бесплатно пользоваться сведениями из ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 4 ст. 1 Закона № 67-ФЗ).

Начиная со следующего года у нотариусов необходимо будет заверять некоторые события и документы, связанные с деятельностью организаций. К примеру, нотариальному подтверждению будут подлежать факт принятия решения об увеличении уставного капитала общества и состав присутствовавших при принятии этого решения членов, оферта с предложением о выкупе части доли ООО и т. д. (п. 1 ст. 3, подп. "а" п. 2 ст. 3 Закона № 67-ФЗ).

 

Экологичные предприятия перестанут платить за вредные выбросы в окружающую среду 

С 1 января следующего года юридические лица и ИП, осуществляющие деятельность на объектах IV категории опасности, будут освобождены от платы за вредное воздействие на окружающую среду (ОС) (абз. 2 п. 9 ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее – Закон № 219-ФЗ). Напомним, к объектам IV категории опасности относятся те объекты, которые оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду (абз. 5 п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; далее – закон об охране ОС).

По действующим правилам все субъекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на ОС, должны вносить за это определенную плату (ст. 16 закона об охране ОС). Платить нужно за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы таких веществ в составе сточных вод в водные объекты и размещение отходов производства и потребления.

Также с нового года начнут действовать положения закона об ОС, определяющие порядок исчисления и внесения платы за негативно воздействие на окружающую среду. Сегодня правила расчета и внесения платы регламентированы нормативными актами различных ведомств (в частности, актами правительства, Ростехнадзора и Росприроднадзора). Внесенные изменения должны обеспечить единообразие в применении норм об охране окружающей среды.

6 изменений, к которым должен быть готов бизнес в 2016 году
ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Наш календарь бухгалтера подскажет, когда и какой платеж необходимо совершить. Достаточно выбрать интересующую дату, и появится информация о том, какие налоги необходимо уплатить в этот день. Не забудьте добавить его в закладки!

С 1 января 2016 года платежной базой для расчета платы будет объем или масса выбросов/сбросов загрязняющих веществ либо размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (абз. 7 п. 9 ст. 1 Закона № 219-ФЗ). Устанавливаться она будет самими организациями и ИП на основе данных производственного экологического контроля. Самостоятельно будут рассчитывать они и размер платы за негативное воздействие на окружающую среду: умножая величину платежной базы по каждому загрязняющему веществу или по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки этой платы и суммируя полученные величины. В настоящее время расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду зависит от того, соблюдены ли пределы допустимых нормативов загрязнения и пределы установленных лимитов (п. 2 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия).

Кроме того, изменится срок внесения платы за вредное воздействие на окружающую среду. В настоящее время заплатить нужно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Начиная с 2016 года плату необходимо будет внести не позднее 1 марта следующего за отчетным периодом года. Отчетным периодом при этом будет считаться не календарный квартал, как сегодня, а календарный год (абз. 44 п. 9 ст. 1 Закона № 219-ФЗ, приказ Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557).

 

Банк России привяжет значение ставки рефинансирования к ключевой ставке 

Начиная с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования будет приравнено к значению ключевой ставки. При этом самостоятельное значение ставки рефинансирования устанавливаться не будет (указание Банка России от 11 декабря 2015 г. № 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России").

Напомним, действующая ставка рефинансирования равна 8,25%. А ключевая ставка в начале декабря была сохранена на уровне 11%. Таким образом, с нового года ставка рефинансирования составит 11%.

Она используется, например, для расчета штрафных санкций, в том числе и за несвоевременную уплату налогов и сборов

 

Будут расширены возможности по взаимодействию бизнеса и государства при реализации совместных проектов

С конца 2005 года большинство российских проектов государственно-частного партнерства реализовывались по правилам Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее – Закон № 115-ФЗ), а также в соответствии с региональным законодательством. Летом уходящего года в дополнение к действующему законодательству был принят Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – закон о ГЧП). Он вступит в силу 1 января наступающего года.

Под государственно-частным партнерством (муниципально-частным партнерством) (далее – ГЧП ) понимается сотрудничество публичного и частного партнеров на основании специального соглашения, заключенного на срок не менее чем три года (п. 1, п. 3 ст. 3 закона о ГЧП). Целью такого партнерства является привлечение в экономику частных инвестиций, обеспечение доступности товаров, работ, услуг и повышение их качества (п. 1 ст. 3 закона о ГЧП).

В качестве частных партнеров в ГЧП смогут выступать исключительно российские юридические лица (п. 5 ст. 3 закона о ГЧП). Сами же соглашения о партнерстве по общему правилу будут заключаться только по итогам конкурса. Однако в ряде случаев конкурентные процедуры применяться не будут. Например, заключить соглашение о ГЧП без конкурса будет возможно в случае, если другие предприниматели не подали заявки на участие в торгах в течение 45 дней с момента размещения информации об их проведении (ч. 1-2 ст. 19 закона о ГЧП). Такая информация должна быть опубликована на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

На частном партнере будет лежать полное или частичное финансирование и строительство создаваемого объекта, а также обеспечение его эксплуатации и технического обслуживания. Государство, в свою очередь, обязуется субсидировать строительство, если частный инвестор оплачивает его не полностью (п. 2 ч. 2, п. 3 ч. 3 ст. 6 закона о ГЧП). Кроме того важным положением нового закона является предоставление гарантий для частного партнера от возможных денежных потерь в связи с изменением налогового режима. Так, в случае принятия нормативных актов, ухудшающих положение бизнесмена по сравнению с действовавшим на момент заключения соглашения, государство обязуется компенсировать недополученные им доходы (ч. 5 ст. 15 закона о ГЧП).

Новый закон увеличит диапазон совместных инфраструктурных проектов – так, по сравнению с концессиями расширится перечень объектов, в отношении которых возможно сотрудничество, за счет создания:



воздушных судов;



частных автомобильных дорог или их участков, мостов, защитных дорожных сооружений, объектов дорожного сервиса;



стационарных и плавучих платформ, искусственных островов и т. д. (п. 1, п. 7, п. 9 ч. 1 ст. 7 закона о ГЧП, ч. 1 ст. 4 Закона № 115-ФЗ).

В то же время не допускается заключение соглашения в отношении автомобильных дорог или их участков объектов водоснабжения и водоотведения, за исключением тех из них, которые находятся в частной собственности, и т. д. (ч. 1 ст. 4 Закона № 115-ФЗ). Формой ГЧП для таких объектов является концессионное соглашение.

 

Кроме того, закон о ГЧП позволяет бизнесу реализовывать проекты на более выгодных условиях, по сравнению с предусмотренными действующим законодательством. Так, в отличие от концессионных соглашений, в результате реализации соглашения о ГЧП бизнесмен может получить право собственности на возведенный инфраструктурный проект, правда, при условии наложения определенных обременений. Закрепление права собственности на объект у бизнесмена возможно, только если его вклад в реализацию проекта будет преобладающим, то есть превышать половину понесенных затрат. Однако, если совокупный объем госинвестиций превосходит сумму частных вложений, то объект передается в публичную собственность не позднее дня прекращения соглашения (подп. 4 ч. 3, ч. 4 ст. 6, ч. 1, ч. 12 ст. 12 закона о ГЧП, ч. 1 ст. 3 Закона № 115-ФЗ).

 

Будет введен временный мораторий на проведение плановых неналоговых проверок малого бизнеса

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не будут проводиться плановые проверки органами государственного и муниципального контроля (надзора) в отношении юрлиц и ИП, отнесенных к малым предприятиям (абз. 1 п. 6 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; далее – закон о проверках). Напомним, для этого годовая выручка предпринимателя не должна превышать 800 млн руб., а численность работников – 100 человек включительно (ст. 4 Федерального закона от 14 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702).

В то же время законом о проверках предусмотрены исключения. Так, "надзорные каникулы" по решению контролирующего органа не будут распространяться на те фирмы и ИП, которые в течение трех последних лет были подвергнуты административному наказанию за совершение грубого нарушения, дисквалифицированы, лишены лицензии или деятельность которых была приостановлена (абз. 2 п. 6 ст. 1 закона о проверках). Кроме этого, мораторий не коснется деятельности юрлиц и ИП, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью. К ним относятся организации и предприниматели, работающие в сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и в соцсфере. Перечень таких лиц утвержден постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944.

Также запрет проведения плановых проверок не распространяется на некоторые виды госконтроля (надзора). Речь идет, в частности, о налоговом контроле, надзоре в области промышленной и радиационной безопасности, в сфере использования атомной энергии, внешнем контроле качества работы аудиторских организаций, лицензионном контроле в отношении управляющих организаций многоквартирных домов и др. (абз. 8-16 п. 6 ст. 1 закона о проверках).