Порядок проведения прокурорами проверок органов и организаций могут конкретизировать

[xfvalue_newspict]

Порядок проведения прокурорами проверок органов и организаций могут конкретизировать
В середине февраля 2015 года КС РФ признал неконституционными ряд норм Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" в части порядка проведения проверок НКО. Например, признано, что наделение прокуроров широкими полномочиями в сфере проведения проверок в отсутствие нормативно закрепленной процедуры их проведения (не установлены предельные сроки проведения проверки исполнения законов НКО, а также сроки исполнения требований прокурора проверяемыми организациями) создает препятствия для нормальной деятельности проверяемых организаций. Федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением органами прокуратуры надзора за исполнением законов, соответствующие изменения.

В целях реализации предписания КС РФ Минюст России разработал соответствующий законопроект1. Документ сегодня внесен в Госдуму.

Так, предлагается законодательно установить максимальные сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора о предоставлении необходимых для проверки статистической и иной информации, справок, документов, других материалов и их копий:



10 рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации);



пять рабочих дней с момента поступления требования – в случае проведения проверок исполнения законов;



одни сутки с момента поступления требования – при наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, при ЧС природного и техногенного характера.

Согласно инициативе, прокурору будет запрещено требовать у проверяемого органа (организации) информацию и документы, которые орган (организация) не обязан иметь в соответствии с требованиями законодательства РФ или которые не обусловлены целями проверки и не относятся к предмету такой проверки. Кроме того, прокурор не сможет требовать информацию и документы, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проводимой проверкой исполнения законов или соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также информацию и документы, официально опубликованные в СМИ или размещенные на официальном интернет-сайте органа или организации.

Кто из сотрудников организации должен быть оповещен о прибытии проверяющих из прокуратуры и какие документы должны предъявить прокуроры до начала проверки, узнайте из материала "Памятка: встречаем проверяющих из прокуратуры" "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Также планируется конкретизировать правила проведения проверки исполнения законов – например, установить обязательность уведомления о проведении проверки руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки, а также ограничить предельный срок проведения такой проверки 30 календарными днями (с возможностью его продления в исключительных случаях). Одновременно предполагается запретить проведение проверки исполнения законов повторно в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка, при отсутствии каких-либо новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Предполагается, что принятие предлагаемых поправок позволит повысить гарантии обеспечения законных прав при проведении органами прокуратуры РФ проверок органов и организаций.